Герметизация швов воздуховодов.

Uncategorized, Без рубрики

    Технология герметизации швов «плотный шов», являет собой один из наиболее действенных и испытанных способов герметизации стыков. Весь смысл работ сводится к надежному заполнению и утеплению межпанельного пространства. В процессе выполнения этого вида работ применяются устойчивые к агрессивному воздействию материалы – уплотнитель «Вилатерм» — на основе полиуретана, состав герметика «Макрофлекс», мастика «Оксипласт». А характер технологических процессов будет зависеть уже от конкретной серии дома.

Известно, что квартиры на первых этажах не сильно страдают от проникновения воды. Тем не менее в них появляется другая проблема — конденсат. Если в межпанельных швах будет лишь пустота, между помещением и улицей останется всего лишь слой отделки. Разумеется, плохо обработанные швы между панелями не смогут задержать внутренний теплый воздух, который превращаясь в конденсат, обильно выпадет в виде осадков на стенах и со временем преобразится в плесень. Кроме того ничем не заполненное межшовное пространство будет провоцировать появление сквозняков. Жильцам первых этажей иногда приходится бороться с потоками холодного воздуха, проникающими сквозь обветшалые швы непосредственно в квартиры. Основной метод борьбы – утепление и герметизация швов между панелями.

Для жителей в квартирах двух последних этажей вода, которая проникает сквозь ненадлежащим образом обработанные швы, становится настоящим бедствием. Самый вероятный путь дождевых потоков проходит в пустотах стыков между бетонными стенами и плитами лоджий. Без профессиональной гидроизоляции швов и утепления в этом случае также не обойтись.

Производство работ по герметизации фланцевых соединений круглых и прямоугольных воздуховодов

1.4. Наиболее широкое применение имеют круглые и прямоугольные фланцы СТД 201 и СТД 202, изготовляемые по ТУ 36-1508-75.

Круглые фланцы изготовляют диаметром 100-2000 мм, прямоугольные — 100х150-1600х2000 мм. Герметизация фланцевых соединений должна обеспечивать их плотность. Герметизирующие прокладочные материалы в зависимости от характеристики перемещаемой среды приведены в приложении 1.

1.5. Прокладки между фланцами не должны выступать внутрь воздуховодов.

1.6. Прокладки из пористой резины, монолитной или асбестового картона изготовляют на месте монтажа или в мастерских, вырезая из листа кольцо или прямоугольник соответствующего размера. В прокладках пробивают отверстия для болтов и укладывают на плоскость фланца. Плоскость фланца должна быть ровной, без заусенцев и очищена от ржавчины.

1.7. Ленту ПМЖ-2 укладывают на плоскость фланца, а затем делают в ней проколы для болтов.

1.8. Прокладки из профилированной резиновой ленты укладывают на плоскость фланца и в ее тонкой части делают отверстия для болтов. При соединении круглых фланцев диаметром менее 200 мм необходимо вырезать сегменты для лучшего прилегания прокладки к плоскости фланца.

1.9. Для изготовления прокладок из асбестовых шнуровых материалов от шнура отрезают кусок необходимой длины (в зависимости от периметра фланца) и укладывают его на плоскость фланца. Болты пропускают через шнур так, чтобы нити шнура огибали болт с обеих сторон.

1.10. Болты во фланцевых соединениях необходимо затягивать до отказа. Затяжку болтов производить равномерно, затягивая одновременно болты, расположенные противоположно относительно оси воздуховода.

1.11. Гайки болтов необходимо располагать с одной стороны фланца. При установке болтов вертикально гайки предпочтительно располагать с нижней стороны соединения.

Производство работ по герметизации бандажных соединений круглых воздуховодов

1.12. Наиболее широкое применение для круглых воздуховодов имеют бандажи СТД 527А и СТД 134А, изготовляемые по ТУ 36-2050-77. Бандажи СТД 527А предназначены для соединения воздуховодов диаметром 100-180 мм включительно, бандажи СТД 134А — для воздуховодов диаметром 200-900 мм включительно. Бандажи изготовляют из стальной ленты 0,8 КП-М-НТЗ-С по ГОСТ 503-81 толщиной 0,8-1,5 мм и покрывают грунтовкой ГФ-021 по ГОСТ 25129-82. Продольные и спиральные фланцевые швы воздуховодов должны быть закреплены на торцах (в местах расположения бандажей) точечной сваркой.

1.13. Бандажи устанавливают на отбортовку соединяемых воздуховодов.

1.14. Бандажи не должны иметь искривлений, вмятин, поперечных и продольных трещин и других дефектов, снижающих их эксплуатационные качества.

1.15. Для обеспечения герметичности соединения бандажи с внутренней стороны заполняют герметизирующей мастикой «Бутэпрол».

1.16. Герметизирующая нетвердеющая мастика «Бутэпрол» выпускается промышленностью по ТУ-21-29-45-76 и представляет собой однородную массу, изготовляемую на основе бутилкаучука, этиленпропиленового каучука, наполнителей и пластификаторов. Мастика поставляется в упакованных в полиэтиленовую пленку брикетах массой 1,5-2 кг. Срок хранения — 1 год со дня изготовления.

1.17. При нанесении мастику необходимо нагреть для придания ей вязких свойств (до 50 °С). Нагрев герметика и заполнение им бандажа выполняют с помощью механизма СТД 449 (ТУ 36 2416-81).

1.18. Мастика сохраняет свои герметизирующие свойства при температуре от -50 до +70 °С.

1.19. Бандажи с предварительно нанесенной мастикой «Бутэпрол» должны быть использованы в срок, не превышающий 12 мес.

Расход мастики на одно бандажное соединение в зависимости от диаметра воздуховода приведен в приложении 2.

Производство работ по герметизации реечных соединений воздуховодов прямоугольного сечения

1.20. Бесфланцевые соединения металлических воздуховодов прямоугольного сечения из унифицированных деталей, изготовляемых по ТУ 36-736-78 в соответствии с ВСН 353-75, выполняют с помощью шин и реек, изготовляемых по ТУ 36-2314-80.

Примечание. Реечные соединения участков воздуховодов прямоугольного сечения могут быть выполнены с применением реек других конструкций ( Z и С-образной формы), а также без шин. В последнем случае рейки устанавливают на отбортованные концы воздуховодов.

1.21. Шины и рейки изготовляются в заводских условиях и на монтажную площадку поставляются партиями по заданным размерам. Шины могут быть поставлены также установленными на воздуховодах и закрепленными любым способом (защелочное соединение, прихватка сваркой, соединение на заклепках или самонарезающих винтах и др.).

1.22. Для герметизации реечных соединений применяют профилированную резиновую прокладку Т-образной формы, изготовляемую из резины по ТУ 38-105259-71. Резиновую прокладку устанавливают в ручье шин (приложение 3,а).

1.23. Сборку участков воздуховодов в укрупненные блоки производят при предварительно установленных резиновых прокладках в ручье шин. Совмещение шин между собой и обеспечение соосности соединяемых воздуховодов выполняют с помощью оправки, вставляемой в отверстие монтажных угольников. Затем шины на одной из сторон стягивают фиксаторными клещами и на них на длину 10-15 мм надвигают рейку, после чего легкими ударами молотка через деревянную прокладку рейку забивают на всю длину. Соединительные рейки устанавливают сначала на вертикальных сторонах воздуховодов, а затем горизонтальных. При этом обеспечивается плотное прижатие резиновых прокладок между собой и герметичность соединения.

1.24. При установке реек на отбортованные концы воздуховодов профилированную резиновую прокладку устанавливают между торцами (приложение 3,б), после чего воздуховоды соединяют рейками, забиваемыми легкими ударами молотка.

1.25. При соединении прямоугольных воздуховодов с помощью Z -и С-образных реек (без применения резиновых прокладок) в целях герметизации стык снаружи должен быть промазан густотертой краской или разогретой до 50 °С мастикой «Бутэпрол» (приложение 3,в).

Масляные и алкидные густотертые краски (ГОСТ 695-77) выпускаются нескольких марок: МА-021, МА-025, ГФ-023 и ПФ-024. Краски готовы к употреблению и поступают разведенными олифой до требуемой консистенции. Перед употреблением их необходимо перемешать до образования однородной массы. Краска наносится и уплотняется шпателем. Время высыхания готовой краски не более 12 ч. Расход краски составляет 0,008-0,010 кг на 1 м2 воздуховода.

1.26. Максимальная длина укрупненных блоков прямоугольных воздуховодов, монтируемых горизонтально и соединяемых на шинах и рейках, зависит от схемы расположения захватов и составляет 6-12 м. В случае применения специальных траверс длина блоков может быть увеличена до 15 м в зависимости от конструкции траверсы. Вертикальные воздуховоды монтируют укрупненными блоками в пределах 1-2 этажей здания.

Производство работ по герметизации специального вида соединения воздуховодов (с применением ленты «Герлен»)

1.27. В конструкциях бесфланцевых соединений воздуховодов с лентой «Герлен» прочность и жесткость стыков обеспечивается с помощью фиксирующих элементов, а плотность — с помощью герметизирующей ленты.

1.28. Фиксирующий элемент состоит из верхней и нижней планок, шпильки и гайки. К нижней планке приваривается шпилька. Металл воздуховодов помещается между нижней и верхней планками. При затягивании гайки иглоконусные выступы нижней пластины входят в отверстия верхней, прокалывая металл и осуществляя жесткое соединение воздуховодов. На воздуховоде по окружности устанавливаются три фиксатора под углом 120°. Чертеж конструкции иглоконусного фиксирующего элемента приведен в приложении 4.

1.29. Указанными фиксирующими элементами могут быть соединены воздуховоды спирально-сварной и спирально-замковой конструкции диаметром до 30 мм с гладкими торцами.

Воздуховоды прямошовной конструкции с целью обеспечения их жесткости и формоустойчивости в процессе транспортировки и монтажа на расстоянии 60 мм от концов должны иметь двойной зиг.

1.30. Для уплотнения зазора, образуемого между концами воздуховодов, используется герметизирующая лента «Герлен», получаемая на основе невулканизированных бутилкаучуков. Ленту «Герлен» промышленность выпускает по ТУ 400-1-165-79. При изготовлении герметизирующую ленту закатывают вместе с прокладочным материалом (силиконизированной бумагой) в рулоны на картонные втулки.

1.31. Выпускается две разновидности герметизирующей ленты «Герлен»: недублированная (типа «Герлен») и дублированная нетканным материалом (типа «Герлен-Д»). Для выполнения рекомендуемых соединений следует использовать ленту «Герлен-Д».

Герметизирующая лента выпускается следующих размеров: длина 12 м, ширина 80, 100, 120 и 200 мм; толщина 3 мм.

1.32. Рекомендуется применять следующую ширину полосы ленты для соединения воздуховодов: 80 мм — при диаметре до 400 мм, 100-120 мм — диаметром свыше 400 мм.

1.33. При использовании герметизирующей ленты «Герлен-Д» температура транспортируемого воздуха не должна превышать +40 °С (кратковременно разрешается до +60 °С) и не должна быть ниже -30 °С.

1.34. При использовании герметизирующей ленты «Герлен» необходима предварительная очистка поверхности воздуховода от загрязнений, пыли и ржавчины. Для этого используют металлические и волосяные щетки и ветошь. Герметизируемая поверхность должна быть сухой.

1.35. Прочное сцепление ленты «Герлен» с металлом обеспечивается при положительной температуре (оптимальная температура от 9 до 25 °С) и относительной влажности 50-70 %.

1.36. При нанесении герметика на сильно нагретые поверхности (при работе на солнце и т.п.) требуемая адгезия может быть не обеспечена из-за возможной вулканизации герметика со стороны поверхности.

1.37. При наклеивании ленты рекомендуется соблюдать следующие технологические приемы. Край ленты освобождают от защитной силиконизированной бумаги на длину 20-30 мм, ленту приклеивают в месте стыка внахлест со свободным краем.

При наклеивании ленту запрещается вытягивать. Наклеивать и прикатывать ленту (вручную или резиновым валиком от центра к краям в поперечном направлении) следует так, чтобы поверхность ленты была ровной, без складок, вздутий и воздушных пузырей. Лента должна быть плотно и без пропусков приклеена на все неровности.

1.38. При работе по герметизации стыков лентой «Герлен» необходимо осуществлять пооперационную проверку:

соответствия времени применения герметизирующей ленты ее жизнеспособности;

качества подготовки поверхности (степень ее очистки);

качества приклеивания ленты.

1.39. Крепление подвесок и растяжек непосредственно к фиксирующим элементам не допускается.

1.40. При соединении воздуховодов с помощью ленты «Герлен» производят следующие работы:

размечают места установки фиксирующих элементов;

соблюдая соосность собираемых воздуховодов, устанавливают фиксирующие элементы и жестко закрепляют их с помощью монтажных болтов;

производят уплотнение стыка путем наклеивания герметизирующей ленты;

устанавливают хомуты и другие средства крепления воздуховодов.